Всегда ли нужна «скорая»?

В последнее время на станцию скорой медицинской помощи участились случаи обращения граждан без надлежащих оснований или, так называемых, ложных звонков.
Ложные звонки, как правило, бывают двух категорий. Первая категория – это звонки с сообщениями о «мнимых» происшествиях, так называемая «детская шалость», хотя бывает, этим грешат и взрослые. Вторая категория – это звонки, что называется «совсем не по теме» - узнать как вызвать такси, уточнить который час, магнитный ли сегодня день, в какое время и где будет проходить сегодня мероприятие в городе и т.д. Ложные звонки занимают линию. А в это время кто-то действительно нуждается в помощи спасателей, пожарных, медиков, и счет может идти на секунды.


Так же ежегодно на станцию скорой медицинской помощи поступает порядка 2,5 тысяч безрезультатных вызовов. Мы их классифицируем следующим образом: «заведомо ложный вызов», «отказ пациента от осмотра и помощи», «пациент не найден на месте», «адрес не найден». Из них, «заведомо ложных вызовов» -13%, когда бригаду скорой медицинской помощи вызывают путем сообщения умышленно искаженной, неправильной, недостоверной или неполной информации, к пациенту, не нуждающемуся в оказании скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме. Треть выездов или 27% составляет категория «отказ пациента от осмотра и помощи». Как правило, это те лица, к которым вызвали «скорую» без их согласия, находящимся в алкогольном или токсическом опьянении. Следует заметить, что согласно существующих нормативных документов, данной категорией пациентов, кроме лиц, находящихся в бессознательном состоянии, занимается полиция. Чтобы определить, бессознательное состояние, пациенту необходимо задать вопрос «Вам нужна помощь?», если ответ утвердительный или не был получен, следует вызвать «скорую». На категорию «пациент не найден на месте» приходится до 29% выездов. Это те лица, которые вероятнее всего не нуждались в медицинской помощи, и ушли до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Имеются случаи, относящиеся к разряду вызовов «адрес не найден». При этом вызывающие не могут четко указать ориентиры места вызова, не обозначают место встречи, их до 3%. В этом году учреждение на безрезультатные выезды бригад скорой медицинской помощи затратило около 1000 часов, на которые в денежном эквиваленте было затрачено более одного миллиона руб. Безрезультатные вызовы «скорой помощи» по системе ОМС не оплачиваются, следовательно они все осуществляются за счет внутренних резервов учреждения.
Эффективных правовых способов воздействия на данную ситуацию нет. Единственное, что лицу осуществляющему необоснованный вызов скорой медицинской помощи необходимо знать, что ее могут не дождаться те, кому она действительно нужна. Лиц, осуществляющих заведомо ложный вызов к пациенту, можно привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. 19.13 КоАП РФ. При этом доказательной базой в суде послужит номер телефона вызывающего, который автоматически фиксируется при поступлении звонка, и аудиозапись разговора вызывающего с диспетчером, которая также производится автоматически.
Другая проблема – частые необоснованные вызовы скорой медицинской помощи к лицам с выраженными нарушениями интеллекта и критических способностей. Несмотря на то, что их дееспособность часто сомнительна, действующее законодательство (ст. 23 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») не предусматривает возможности их принудительного психиатрического освидетельствования, за исключением случаев тяжелого психического расстройства. В соответствии со ст. 20 указанного закона «установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса является исключительным правом врача-психиатра. Заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и законных интересов». Осмотр же психиатром в плановом порядке может быть проведен только с согласия больного, который, разумеется, его не дает. Процедура признания пациента недееспособным в судебном порядке по инициативе членов его семьи достаточно сложна, и поэтому используется ими редко. Таким образом, ничто не препятствует лицу с девиантным поведением в реализации его «законного права» неоднократно, хотя и необоснованно, вызывать скорую медицинскую помощь.
Каковы же правила обращения граждан за скорой медицинской помощью?
При обращении вызывающий скорую медицинскую помощь обязан четко и точно ответить на все вопросы диспетчера принимающего вызов, назвать точный адрес вызова. В случаях, когда местонахождение улицы или дома не известно, необходимо уточнить пути подъезда к адресу или месту происшествия, назвать его общеизвестные ориентиры. Обеспечить бригаде скорой медицинской помощи беспрепятственный доступ к больному или пострадавшему и необходимые условия для оказания скорой медицинской помощи. По возможности организовать встречу выездной бригады у ворот дома или подъезда. Изолировать домашних животных, которые могут осложнить оказание медицинской помощи, а также причинить вред здоровью и имуществу медицинских работников бригады скорой медицинской помощи. Оказывать содействие в транспортировке больного или пострадавшего в автомобиль скорой медицинской помощи. Предоставить бригаде скорой медицинской помощи документы пациента (паспорт, страховой полис и медицинские документы) при их наличии.
В случаях агрессии больных, пострадавших или окружающих их лиц, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, острого психического расстройства, угрожающих здоровью или жизни медицинских работников, оказание медицинской помощи и транспортировка больных или пострадавших осуществляется в присутствии сотрудников полиции.
Лица, допустившие в адрес диспетчера оскорбления, угрозы, а также допустившие хулиганские действия в адрес медицинских работников скорой медицинской помощи, причинившие вред их здоровью или имуществу, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях обращения граждан по поводам, не подлежащим исполнению бригадами скорой медицинской помощи, диспетчер по приему вызовов имеет право отказать вызывающему в приеме вызова. При необходимости индивидуального решения, нестандартной или конфликтной ситуации следует обращаться к старшему врачу станции по телефону 62-60-70.
Сопровождение больного или пострадавшего в стационары (родственниками или иными лицами) осуществляется с разрешения старшего бригады скорой медицинской помощи. Обязательным является сопровождение при транспортировке в стационары несовершеннолетних детей родителями или их законными представителями.
В обязанности скорой медицинской помощи не входит выезд к пациентам:
- для выполнения плановых назначений врача;
- находящимся под наблюдением участкового врача по поводу хронических заболеваний, состояние которых не требует срочного медицинского вмешательства;
- для оказания стоматологической помощи (больные с острой зубной болью принимаются в поликлиниках в часы их работы, в ночные, выходные и праздничные дни в дежурном стационаре);
- для удаления клещей;
- для выдачи листков нетрудоспособности, заключений о состоянии здоровья, выписывания рецептов и выдачи иных медицинских документов, а также составления актов судебно-медицинской экспертизы);
- для осуществления транспортировки при плановой госпитализации.

Дорогие жители и гости нашего города!

Жизнь и здоровье – это дар, который неизмерим никаким материальным богатством! Если внезапно и резко ухудшилось ваше здоровье, произошла травма или несчастный случай – звоните нам путем набора номеров «03», «103», «112»! Мы работаем круглосуточно для вас! Высококвалифицированный медицинский персонал окажет помощь в любой экстренной ситуации, связанной с вашим здоровьем.

Берегите себя, своих детей, заботьтесь о пожилых людях!

С уважением, коллектив Городской станции скорой медицинской помощи.